Зак Кахадо
«Даже если это картина воина верхом на лошади с кинжалом, мне это не кажется черкесским искусством или эстетикой
Зак Кахадо – участник Арт-Форума «В поисках идентичности». Заявленная тема близка черкесскому художнику, выросшему в США и проживающему сейчас в Москве. Мы поговорили с Заком о границах идентичности, национальной эстетике и ярлыках.
Зак, ты считаешь себя черкесским или кавказским художником? Или у искусства не должно быть таких привязок?
Зависит от того, зачем используется этот ярлык. Чтобы уточнить и выделить чье-то искусство или отделить и разъеденить? В самих этих описаниях и привязках нет ничего плохого. Я художник, черкес, родившийся в Америке. Можно сказать, я художник, работающий с черкесской эстетикой. Я говорю «эстетика», а не «искусство», потому что не думаю, что мое творчество полностью представляет мой народ. Но вот эстетика, к которой я обращаюсь – представляет. Меня вдохновляет прекрасная родная культура, поэтому я стараюсь достичь особой эстетики, которая, как я чувствую, в этой культуре отражается – через счастье, борьбу и победу.

«Кавказский художник» тоже неплохо звучит. Но важны не ярлыки, просто занимайтесь тем, что делает вас счастливыми.
Многие художники Кавказа работают с традиционными ремеслами, историческими сюжетами и легендами. Можно ли найти собственный почерк и эстетику без постоянного обращения к прошлому и очевидным национальным маркерам?
Думаю, у местных художников есть большое преимущество: локальность может помочь сделать их работу намного более аутентичной и оригинальной. Они могут использовать в своем искусстве элементы культурного и исторического наследия, добавляя глубину в содержание и эстетику. Местные художники могут дистанцироваться от модных тенденций, чтобы создавать многослойные работы, в которых ощущается подлинность.
Что ты думаешь о ситуации с современным искусством на Северном Кавказе в целом?
Я, конечно, не арт-критик, чтобы выносить приговоры и делать обзоры. С одной стороны мне повезло работать с рядом исключительно хороших художников из региона, технически сильных с прекрасным видением. Но, с другой стороны, на Кавказе очень много работ оторванных от реальности и не отражающих жизнь и специфику региона. Это касается изобразительного и перформативного искусства. Нет ядра, глубины и воображения. Я не встречал искусства, которое отражало бы сложность Северного Кавказа. Творчество большинства художников будто сделано в условиях беззаботной сладкой жизни, будто здесь нет проблем и тяжелого положения. Меня удивляет, что в местном искусстве нет травмы. Много фантазии, но мало воображения. И эстетически это не вписывается в характер и ландшафт региона. Я не говорю, что все должно быть темным или пропитанным проблемами и страданиями. Нет. Но это реальность, история, любовь и боль, которые должны поражать воображение. Искусство не должно быть легким!
Можно ли говорить о каком-то интересе к кавказским художникам в международной арт-среде? И если да, то это интерес к искусству саму по себе или к экзотичному дикому краю?
Не думаю, что кавказских корней или прописки достаточно, чтобы заинтересовать мир. Многих интересует и будоражит регион, так как это непростое место, бывшая горячая точка и т. д. Но я считаю, что местное искусство, должно быть исключительно подлинным, отражающим уникальность региона физически, духовно, эстетически и исторически. Тогда это было бы интереснее, но до тех пор мы, вероятно, просто экзотичны, как ты и сказал.
Вообще оптика «кавказский художник» не кажется тебе слишком общей и искусственной? Может, адекватнее рассматривать в этнической перспективе – черкесский художник, балкарский, чеченский и т.д.
Для меня все это искусство с разной эстетикой. Простая маркировка по национальному признаку в искусстве не работает. Произведение говорит само, вне зависимости от ярлыков и категорий. Как черкес, я могу сказать вам, что когда я смотрю на какое-то искусство, созданное другими черкесскими художниками, я не чувствую ни ДНК, ни крови, ни пульса. Чаще всего это просто декор. Даже если это картина воина верхом на лошади с кинжалом, мне это не кажется черкесским искусством или эстетикой. Это просто красивая картина. Некоторые критикуют мое искусство, говоря, что оно слишком темное, враждебное пессимистичное, что оно не соотносится с нашей культурой. Так вот, я не вырос в этом регионе, я из диаспоры. Я пытаюсь определить или даже переопределить черкесскую эстетику, которую узнал от старших и из моих исследований исторических архивов, книг, из путешествий и старинных песен и т. д. Мое идиосинкразическое любопытство не означает, что я пытаюсь разделить все системы. Мне интересно понять себя и свою культуру без внешних влияний. В целом влияния и заимствования из других культур – это прекрасно. Нам не стоит от них отказываться, лишь подмечать и уважать их. Но это станет по-настоящему возможным, лишь, когда мы сможем понять свои корни. Возвращаясь к вопросу, я бы не назвал этот термин искусственным. Некоторые вещи можно наблюдать в более широком кавказском объективе, другие - в более узком и конкретно.